Подготовила:
учитель начальных классов
Евсеева Виктория Анатольевна
Тема: В. Сухомлинский «Осенний клён», «Вечерний сумрак»
Цель:
- ознакомить учащихся с рассказами В. Сухомлинского;
- закрепить навыки работы с текстом;
- развивать речь, внимание, мышление, воображение, познавательный интерес;
- воспитывать любовь к природе.
Тип урока: формирование ЗУН
Ход урока
І. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
ІІ Актуализация ЗУН
Загадка
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Скажите что ж это за дом, в котором дружно мы живем?
«Дерево»
— Давайте заполним наше деревцо листиками. И узнаем какое значение имеет для нас природа.
ЗДОРОВЬЯ, КРАСОТА, СИЛА, ЖИЗНЬ, ЭНЕРГИЯ
Сегодня на уроке нас ждет увлекательное путешествие. В которое мы отправимся на воздушном шаре. (демонстрация рис. Воздушного шара)
Но перед этим нам нужно поработать над нашей речью.
Скороговорка
Шелест шелестит листвой
Шёпот шепчется с травой.
Чистоговорка
Жи-жи-жи, жи-жи-жи яблочки несут эжи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа я нашел в лесу ежа
Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу
Жа-жа-жа, жа-жа-жа не обидем мы ежа.
Виполните действия и прочтите слова
- Отправляемся в путь.
Беседа
— Какое время года осталось позади?
— И сегодня мы еще раз вспомним о красоте природы осенью.
— И сейчас мы с вами пролетаем над лесом. Скажите, какие деревья первыми встречают осень? (Клен) Сейчас познакомимся с рассказом очень известного человека, который всю свою жизнь посвятил детям, их воспитанию, обучению. Это В. Сухомлинский.А его рассказ «Осенний клен».
Проблемный вопрос
— Внимательно послушайте рассказ, а потом ответите мне на вопрос «Что снилось клену осенью»
Знакомство с текстом
- Чтение текста учителем
Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Остановились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки и не задрожат, и не зашепчут.
— Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел от весны до осени. Вот желтый листочек — будто цветок одуванчика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчикового цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуванчик,— листочек и пожелтел.
— А там, видите, листочек — будто утренняя заря — розовый и ласковый. А этот — будто вечернее зарево перед ветреным днем.
— Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый, будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас приснилось ее крыло клену.
Мы, затаив дыхание, смотрели на красоту. Все замолчали, будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.
(В.А. Сухомлинский)
2. Беседа о прочитанном
— Что же снилось клену?
— Как вы думаете, кто отправился в лес?
— Для чего автор отправился в лес?
— Почему дети смотрели на красоту клена затаив дыхание?
3. Словарная работа
— Чтение слов «молния» сверху – вниз, снизу – вверх
— Назовите слова обозначающие действие.
4. Чтение текста детьми
* «Цепочка»
* «Передай другому»
* Чтение «буксир» за учителем
* чтение «рыбки»
— Какая основная мысль этого текста?
5. Развитие речи
(работа с картиной_________________________________________________)
— Красота деревьев осень очаровывала многих писателей, художников. Посмотрите на картину______________ перекликается ли она с произведением В. Сухомлинским.
— Какие отличия вы можете назвать в данной картине и произведении «Осенний клен»
Физминутка (Танец осенних листочков)
Знакомство с текстом «Вечерний сумрак»
— А сейчас мы пролетаем над степью.
— Давайте познакомимся с рассказом В. Сухомлинского «Вечерний сумрак»
— Как вы думаете о чем будет идти в нем?
- Чтение текста ребенком
Когда зайдет солнышко, наступают вечерние сумерки. Все, что нас окружает, начинает жить своей чудесной, сказочной жизнью.
Далеко-далеко в степи стоит курган. Как только степь заволакивает вечерний сумрак, это уже не курган. Это маленький островок. Он стоит среди моря. Пшеничные волны ласкают берег маленького островка.
У околицы села стоят три стога сена. В вечерних сумерках это уже не стоги сена, а большие корабли с лиловыми парусами. Плыли они в безбрежном океане и вот прибились к селу.
А зеленый лес уже не лес, а застывшие волны. Зеленые морские волны. Это они только кажутся деревьями.
Из глубокого оврага сумрак расползался по степи, по селу, по всему миру.
— Оправдались ли ваши ожидания?
— Какая основная мысль этого текста?
2. Словарная работа
(дети работают по карточкам)
- СТОГ — большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы
- КУРГАН — небольшая возвышенность из земли
- СУМРАК — полумрак, неполная темнота.
- СТЕПЬ – безлесное ровное пространство с травянистой растительностью.
- ОВРАГ — глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.
- Работа над текстом
— чтение «Будь внимателен» (я начну читать, а внимательно за мной следите и если я сделаю ошибку вы должны будете меня исправить»
— чтение «День-ночь» в полголоса
— Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы должны будете найти в тексте и прочитать его.
1. Когда наступают вечерние сумерки?
2. Где стоит курган?
3. В вечерних сумерках, на что похожи стога сена?
4. На что стал похож лес?
— А знаете ли вы, что мы живем в степной зоне.
Итог урока
Заключительная беседа
- С каким автором мы познакомились на уроке?
- С какими произведениями мы работали на уроке.
Творческое задание
Работа в группах
- А сейчас у вас есть возможность не просто представлять картины которые описывал Сухомлинский, а побудем художниками, и из даннях шаблонов составить композицию к рассказу. 1-я группа «Весенний клен», 2-я группа «Вечерний сумрак»
Оценивание
Д/з