Конспект урока по литературному чтению «В. Сухомлинский «Осенний клён», «Вечерний сумрак»»

Подготовила:

учитель начальных классов

Евсеева Виктория Анатольевна

Тема: В. Сухомлинский «Осенний клён», «Вечерний сумрак»

Цель:

  •  ознакомить учащихся с рассказами В. Сухомлинского;
  • закрепить навыки работы с текстом;
  •  развивать речь, внимание, мышление, воображение, познавательный интерес;
  •  воспитывать любовь к природе.

Тип урока: формирование ЗУН

Ход урока

І. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

 Начинается урок.

 Каждый день – всегда, везде,

 На занятиях, в игре,

 Смело, чётко говорим

 И тихонечко сидим.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

ІІ Актуализация ЗУН

Загадка

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Скажите что ж это за дом, в котором дружно мы живем?

«Дерево»

— Давайте заполним наше деревцо листиками. И узнаем какое значение имеет для нас природа.

ЗДОРОВЬЯ, КРАСОТА, СИЛА, ЖИЗНЬ, ЭНЕРГИЯ

Сегодня на уроке нас ждет увлекательное путешествие. В которое мы отправимся на воздушном шаре. (демонстрация рис. Воздушного шара)

Но перед этим нам нужно поработать над нашей речью.

Скороговорка

Шелест шелестит листвой

 Шёпот шепчется с травой.

Чистоговорка

Жи-жи-жи, жи-жи-жи  яблочки несут эжи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа  я нашел в лесу ежа

Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу

Жа-жа-жа, жа-жа-жа не обидем мы ежа.

Виполните  действия и прочтите слова

  • Отправляемся в путь.

Беседа

— Какое время года осталось позади?

— И сегодня мы еще раз вспомним о красоте природы осенью.

—  И сейчас мы с вами пролетаем над лесом. Скажите, какие деревья первыми встречают осень? (Клен) Сейчас познакомимся с рассказом очень известного человека, который всю свою жизнь посвятил детям, их воспитанию, обучению. Это В. Сухомлинский.А его рассказ  «Осенний клен».     

Проблемный вопрос

— Внимательно послушайте рассказ, а потом ответите мне на вопрос «Что снилось клену осенью»

Знакомство с текстом

  1. Чтение текста учителем

 Осенний клен

Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Остановились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки и не задрожат, и не зашепчут.

— Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел от весны до осени. Вот желтый листочек — будто цветок одуванчика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчикового цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуванчик,— листочек и пожелтел.

— А там, видите, листочек — будто утренняя заря — розовый и ласковый. А этот — будто вечернее зарево перед ветреным днем.

— Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый, будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас приснилось ее крыло клену.

Мы, затаив дыхание, смотрели на красоту. Все замолчали, будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.

 (В.А. Сухомлинский)

2. Беседа о прочитанном

— Что же снилось клену?

— Как вы думаете, кто отправился в лес?

Для чего автор отправился в лес?

— Почему дети смотрели на красоту клена затаив дыхание?

3. Словарная работа

— Чтение слов «молния» сверху – вниз, снизу – вверх

— Назовите слова обозначающие действие.

4. Чтение текста детьми

* «Цепочка»

* «Передай другому»

* Чтение «буксир» за учителем

* чтение «рыбки»

— Какая основная мысль этого текста?

5. Развитие речи

(работа с картиной_________________________________________________)

— Красота деревьев осень очаровывала многих писателей, художников. Посмотрите на картину______________ перекликается ли она с произведением В. Сухомлинским.

Какие отличия вы можете назвать в данной картине и произведении «Осенний клен»

Физминутка (Танец осенних листочков)

Знакомство с текстом «Вечерний сумрак»

 — А сейчас мы пролетаем над степью.

Давайте познакомимся с рассказом В. Сухомлинского «Вечерний сумрак»

— Как вы думаете о чем будет идти в нем?

  1. Чтение  текста ребенком

Вечерний сумрак

Когда зайдет солнышко, наступают вечерние сумерки. Все, что нас окружает, начинает жить своей чудесной, сказочной жизнью.

Далеко-далеко в степи стоит курган. Как только степь заволакивает вечерний сумрак, это уже не курган. Это маленький островок. Он стоит среди моря. Пшеничные волны ласкают берег маленького островка.

У околицы села стоят три стога сена. В вечерних сумерках это уже не стоги сена, а большие корабли с лиловыми парусами. Плыли они в безбрежном океане и вот прибились к селу.

А зеленый лес уже не лес, а застывшие волны. Зеленые морские волны. Это они только кажутся деревьями.

Из глубокого оврага сумрак расползался по степи, по селу, по всему миру.

— Оправдались ли ваши ожидания?

— Какая основная мысль этого текста?  

2. Словарная работа

(дети работают по карточкам)

  • СТОГ — большая высокая и округлая куча плотно уложенного сена, соломы
  • КУРГАН —  небольшая возвышенность из земли
  • СУМРАК — полумрак, неполная темнота.
  • СТЕПЬ – безлесное  ровное пространство с травянистой растительностью.
  • ОВРАГ — глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.
  • Работа над текстом

— чтение «Будь внимателен» (я начну читать, а внимательно за мной следите и если я сделаю ошибку вы должны будете меня исправить»

— чтение «День-ночь» в полголоса

— Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы должны будете найти в тексте и прочитать его.

1. Когда наступают вечерние сумерки?

2. Где стоит курган?

3. В вечерних сумерках, на что похожи стога сена?

4. На что стал похож лес?

— А знаете ли вы, что мы живем в степной зоне.

Итог урока

Заключительная беседа

  • С каким автором мы познакомились на уроке?
  • С какими произведениями мы работали на уроке.

Творческое задание

Работа в группах

  • А сейчас у вас есть возможность не просто представлять картины которые описывал Сухомлинский, а побудем художниками, и из даннях  шаблонов составить композицию к рассказу. 1-я группа «Весенний клен», 2-я группа «Вечерний сумрак»

Оценивание

Д/з

Задать вопрос учителю
Виктория Анатольевна
Виктория Анатольевна
учитель начальных классов
Задать вопрос
Задавайте свои вопросы, буду рада ответить.
Вы довольны моей работой с учениками?
Да, я родитель и мне все нравится.
75%
Да, я ученик и мне все нравится.
25%
У меня есть некоторые замечания и я напишу их через форму обратной связи на главной странице
0%
Проголосовало: 12
Добавить комментарий